С небольшим опозданием, но лучше поздно, чем никогда Когда в 1818 году Л. ван Бетховена спросили, кого он считает величайшим из современных композиторов, кроме себя самого, Бетховен ответил: «Керубини» Ко дню рождения Луиджи Керубини (полное имя — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини 1760 - 1842) — итальянский композитор, музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения; большую часть своей жизни проведший во Франции (с 1788 до кончины). Им восхищались Дж. Верди и Р. Вагнер, Р. Шуман и И. Брамс; его влияние заметно в операх К. М. фон Вебера и Г. Спонтини. И. В. Гёте, который считал, что в оперном жанре музыка должна соответствовать литературной основе («опера доставляет мне радость, когда либретто так же хорошо, как и музыка, и они, как говорится, идут нога в ногу»), говорил в октябре 1828 года: «Ежели вы спросите, какая опера мне по душе, я отвечу: „Водовоз“, в ней либретто так хорошо сделано, что его можно ставить на театре и без музыки, просто как пьесу, которая, конечно же, доставит удовольствие зрителям». Луиджи Керубини написал свыше 30 опер, из которых наиболее успешными и до сих пор востребованными являются, прежде всего, «Медея», «Два дня» (в России ставилась под названием «Водовоз»), «Анакреон, или Мимолётная любовь». Зрелые оперы Керубини далеко уходят от традиции лёгкой итальянской оперы в сторону музыкального драматизма Глюка. Керубини принадлежат также 11 месс, мотеты и антифоны. В этой части его наследия особое место занимают два реквиема, из которых первый (до минор, 1816, памяти Людовика XVI) Бетховен считал лучшим сочинением этого жанра. Именно Реквием Керубини был исполнен на похоронах Бетховена. Второй Реквием (ре-минор, 1836), несентиментальное сочинение для мужского хора, был согласно завещанию исполнен на похоронах самого Керубини.